Многоканальный [050] 73-73-000 Все контакты
Многоканальный [050] 73-73-000 Все контакты

Измен в НКУ — налоговая реформа 2016 в части НДС

Вступивший в силу с 01.01.2016г. так называемый Закон о налоговой реформе 2016 от 24 декабря 2015 года № 909 VІІІ внес изменения помимо разных налогов, также по НДС. Главные изменения по НДС обобщены в таблице.

База обложения (п.188.1)

База обложения предоставляемых работ (услуг, изготовляемой продукции) теперь не может быть ниже обычной цены, а не себестоимости (как было в 2015).

Теперь база обложения:

— покупных товаров (услуг) не ниже цены приобретения;

— предоставляемых работ (услуг, изготовляемой продукции) не ниже обычной цены;

— необоротных активов не ниже остаточной стоимости по данным бухучета.

С обычной ценой будет проще, чем с себестоимостью. Нужно только вспомнить, что такое обычная цена (определение из п.14.1.71 НКУ):

звичайна ціна — ціна товарів (робіт, послуг), визначена сторонами договору, якщо інше не встановлено цим Кодексом. Якщо не доведено зворотне, вважається, що така звичайна ціна відповідає рівню ринкових цін. Це визначення не поширюється на операції, що визнаються контрольованими відповідно до статті 39 цього Кодексу.

Кроме того обычными являются регулируемые цены, определенные при обязательной оценке, установленные в результате аукциона (тендера).

Предприятиям, оказывающим услуги, было крайне сложно определять фактическую производственную себестоимость по каждой услуге. Теперь не нужно будет ориентироваться на ее себестоимость – цена определяется исходя из цены, определенной договором.

Налоговая накладная* (201.4, 201.10)

1) Разрешено составлять в течение месяца несколько сводных налоговых накладных при ритмичных поставках (два и более раз в месяц), например, за каждые 10 дней месяца (до этого могла быть только одна сводная накладная).

2) Введена система воздействия на поставщика, если он выписал налоговую накладную с ошибками в обязательных реквизитах*:

— можно подать жалобу на поставщика в течение 365 дней с даты предельного срока представления декларации за месяц, в котором выписана налоговая накладная с ошибками (с приложением копий документов об оплате или документов, подтверждающих факт получения товаров (услуг)). В течение 15 календарных дней налоговики должны провести проверку этой операции у поставщика и наложить на него штраф 170 грн., а также обязательство об исправлении ошибки. Если поставщик не исправит ошибки, то последуют более серьезные штрафы (см. ниже раздел о штрафах).

3) Нарушение порядка заполнения налоговой накладной, ошибки при заполнении обязательных реквизитов не являются основанием для снятия налогового кредита. Несмотря на ошибки в обязательных реквизитах (кроме кода товара в соответствии с УКТ ЗЕД), которые позволяют идентифицировать операцию, ее содержание (товар/услугу, которые поставляются), период, стороны и сумму налоговых обязательств, такая налоговая накладная является основанием для отнесения покупателем сумм налога к налоговому кредиту. В этом случае не нужно выписывать расчет корректировки, налоговая накладная и так дает право на налоговый кредит.

Например: номенклатура товаров (услуг) указана не точно в соответствии с предметом договора или расходной накладной, но из других реквизитов (наименование контрагента, дата операции, реквизиты договора, сумма операции и т.п.) видно, что эта налоговая накладная по операции поставки, которая подтверждается соответствующим актом выполненных работ, расходной накладной по соответствующему договору. Значит, право на налоговый кредит есть.

Другой пример: неверно указано наименование покупателя, но из других реквизитов налоговой накладной (код покупателя, реквизиты договора, сумма, номенклатура и т.п.) ясно, по какой операции поставки выписана налоговая накладная, какими первичными документами подтверждается операция. Значит, право на налоговый кредит есть.

Сложности с идентификацией операции будут возникать в случае, если допущены ошибки одновременно в нескольких обязательных реквизитах. Например, допущена ошибка в наименовании покупателя и его коде (ошибочно выписана налоговая накладная на другое лицо). В этом случае нет права на налоговый кредит, пока поставщик не исправит ошибку в налоговой накладной путем представления расчета корректировки.

Возникает вопрос, если дата налоговой накладной не соответствует дате операции, а все другие реквизиты правильные, можно ли в этом случае идентифицировать операцию? По нашему мнению, можно, если это, например, по данному договору одна операция в месяц. Это же касается и номера налоговой накладной. Дату и номер корректировкой не исправишь, а вот идентифицировать по другим реквизитам такую налоговую накладную, по нашему мнению, можно.

Вообще, вопрос, можно или нельзя идентифицировать операцию, если допущены ошибки в налоговой накладной, довольно субъективный. Предприятие может быть уверенно, что можно, а налоговики, придя на проверку, скажут, что нельзя и снимут налоговый кредит. По нашему мнению, железным подтверждением, что операция идентифицирована, будет служить акт проверки налоговиками поставщика по вашей жалобе, в котором они укажут требование внести исправления в неправильные реквизиты (значит, идентифицировали операцию). Поэтому, если предприятие сомневается в возможности идентификации операции, то нужно обязательно требовать от поставщика корректировку реквизитов накладной, а если он ее не представляет, то направить жалобу в налоговую.

Возникает только вопрос с кодом УКТ ЗЕД. Получается, что если указан не тот код, который должен быть, то нет права на налоговый кредит. Это же касается ситуации, когда код не указан вообще, а это оказался импортный или подакцизный товар (кстати, по электроэнергии должен указываться такой код, ведь это подакцизный товар с 01.01.2015). Но покупатель, например, может не знать, какой точно код должен быть указан, поэтому не направит в налоговую в установленный срок жалобу на поставщика. В связи с этим покупателю необходимо организовать особый контроль за правильным указанием кодов УКТ ЗЕД (этот код указывается только для подакцизных и импортных товаров).

Формула по расчету регистрационной суммы (п.2001.3)

В формулу добавлен новый показатель ∑Овердрафт:

∑Накл = ∑НаклОтр + ∑Митн + ∑ПопРах + Овердрафт — ∑НаклВид — ∑Відшкод — ∑Перевищ.

Овердрафт — сумма среднемесячного размера сумм налога, которые за последних 12 месяцев были уплачены в бюджет.

Добавление этого показателя в формулу носит формальный характер, поскольку такое увеличение регистрационной суммы осуществлялось и до этих изменений.

Расчет корректировки (192.1)

Исключена норма, из-за которой у поставщиков возникали проблемы с уменьшением обязательства, если уменьшающая корректировка была зарегистрирована вовремя, но в следующем месяце (поставщику приходилось уменьшать обязательство в следующем месяце). Теперь можно уменьшать обязательство в месяце выписки своевременно зарегистрированной корректировки.

Недостача при инвентаризации (п.198.5)

Если при инвентаризации, проведенной по требованию налоговиков, выявлена недостача, то такие товары считаются использованными в операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью. Следовательно, необходимо начислить НДС на недостающие товары. Но, если ранее при приобретении товара, не был отражен налоговый кредит, то считаем, что нет необходимости начислять обязательство.

Снятие ограничений на получение бюджетного возмещения (п.200.5)

Снято ограничение на получение бюджетного возмещения лицам, которые:

— были зарегистрированы как плательщики менее чем за 12 календ. месяцев до месяца, в котором заявляется бюджетное возмещение;

— имели объемы облагаемых операций за последние 12 календ. месяцев меньшие, чем бюджетное возмещение.

По нашему мнению, эти ограничения не действуют относительно бюджетного возмещения, заявленного после 01.01.2016г.

Заявление бюджетного возмещения (200.7.1, п.37 подраздела 2 Переходных положений)

Будут вестись 2-а реестра заявлений на бюджетное возмещение (вступает в силу с 01.02.2016г.):

— первый реестр по лицам, которые удовлетворяют определенным критериям;

— второй реестр по всем остальным лицам, которые подали заявление на бюджетное возмещение.

Получение бюджетного возмещения будет осуществляться в хронологическом порядке.

Теперь не будет автоматического бюджетного возмещения и большого списка условий для его получения. Но для того, чтобы попасть в первый реестр, необходимо все же удовлетворять ряду критериев, которых значительно меньше по сравнению с критериями для отмененного автоматического возмещения. Попасть в первый реестр предпочтительней, поскольку в нем будет значительно меньше лиц, следовательно, очередь будет двигаться быстрее.

Какие же установлены критерии для попадания в первый реестр?

1) не находятся в судебных процедурах банкротства;

2) в Госреестр не внесены данные о:

— отсутствии подтверждения сведений;

— отсутствии по местонахождению;

— принятии решений о выделении, прекращении лица;

— признании недействительными учредительных документов;

— прекращении госрегистрации лица;

3) остаточная стоимость необоротных активов превышает в 3 раза сумму бюджетного возмещения (или получили банковскую гарантию);

4) доля экспорта товаров за предыдущие 12 месяцев не меньше 40% от всех поставок.

Ранее для автоматического возмещения было значительно больше критериев, но теперь исключены такие, как отсутствие налогового долга, осуществление инвестиций в необоротные активы в размерах не менее 3 млн.грн. в течение последних 12 месяцев.

По нашему мнению, в эти два реестра будет регистрироваться только бюджетное возмещение, заявленное после 01.07.2015г., хотя нельзя исключать, что в реестры начнут регистрировать возмещения, заявленные после 01.02.2016г. (даты вступления в силу этой нормы) Возмещение, возникшее до этой даты, по видимому, будет осуществляться по правилам и требованиям статьи 200, действующей в редакции на 01.07.2015г. (п.37 подраздела 2 Переходных положений).

Таким образом, по сути, будет 4 реестра: это два новых реестра, указанные выше, а также старые два списка, претендующих на автоматическое возмещение и на обычное возмещение.

Проверка бюджетного возмещения (п.200.10, 200.11, п.37 подраздела 2 Переходных положений)

После этих изменений, по сути, будет 3 порядка проверки бюджетного возмещения.

1. Только камеральная проверка (документальная проверка после камеральной не должна проводиться). Проверка будет касаться бюджетного возмещения, заявленного после 01.07.2015г. и сформированного за счет отрицательного значения НДС по операциям после 01.07.2015г. (из первого и второго реестра).

В течение 30 календарных дней налоговики (после предельного срока представления декларации) проводят камеральную проверку.

Если не провели в этот срок или не успели закончить проверку, то бюджетное возмещение считается согласованным.

Но следует учесть, что акт проверки может быть представлен после истечения 30 дней, поскольку есть еще срок, установленный для оформления акта проверки, на направление и вручение акта проверки. Эти сроки указаны в НКУ (ст.76, 86):

5 рабочих дней на оформление и регистрацию акта,

3 рабочих дня на направление и вручение плательщику акта,

10 рабочих дней на направление уведомления-решения.

Таким образом, после истечения 30 календарных дней на проверку, еще необходимо 18 рабочих дней, в целом получается все вместе займет примерно 2 месяца.

2. Документальная проверка. Проверка будет касаться бюджетного возмещения, заявленного после 01.07.2015г. и сформированного за счет отрицательного значения НДС:

по операциям до 01.07.2015г. (не подтверждены ранее документальными проверками);

— по операциям приобретения у сельхозпроизводителей, применяющие специальный режим обложения НДС по ст.209 НКУ, до 01.01.2016г. (например, это может касаться экспортеров зерна).

3. Камеральная и документальная проверки бюджетного возмещения, заявленного до 01.07.2015г. проводятся по правилам и требованиям статьи 200, действующей в редакции на 01.07.2015г. (п.37 подраздела 2 Переходных положений).

Получение бюджетного возмещения – на что можно направить (п.87.1, 200.4, 200.12)

За счет бюджетного возмещения НДС можно погашать денежное обязательство или налоговый долг по НДС (на основании заявления).

Бюджетное возмещение может также направляться на банковский счет плательщика или в погашение денежных обязательств по другим налогам в госбюджет (это новое направление использования).

В целом очередность такая:

1) на погашение налогового долга;

2) на банковский счет плательщика или на погашение обязательства (долга) по другим налогам в госбюджет (в пределах оплаченных сумм НДС поставщикам или в госбюджет при импорте, и в пределах регистрационной суммы);

3) в состав налогового кредита следующего месяца.

Направление бюджетного возмещения теперь можно изменить. Для этого подается заявление в налоговый орган, который на протяжении 5 рабочих дней должен ее удовлетворить.

Особенности обложения НДС поставки зерновых (п.197.21)

Отменены особенности обложения: с 01.01.2016г. экспорт любых зерновых идет по 0 ставке, с правом на бюджетное возмещение на всю сумму, продажа по Украине идет с 20% НДС у любого продавца.

Снятие с регистрации плательщика НДС (п.184.1)

Теперь не могут снять с регистрации плательщика НДС в случае, если в Госреестре есть запись:

— об отсутствии лица по местонахождению;

— об отсутствии подтверждения сведений о лице

Операции по электронному НДС-счету (п.43.4, 2001.4, 2001.6)

1) Излишне уплаченные средства в бюджет по НДС подлежат возврату исключительно на электронный НДС-счет (до этого возврат мог идти только на текущий банковский счет плательщика).

Напоминаем, что заявление подается в произвольной форме. Возврат идет не моментально, а есть установленные сроки: налоговикам дается 20 календарных дней на рассмотрение и принятие решения, также потом еще 5 рабочих дней дается Казначейству на перечисление средств.

2) Если на НДС-счете остались лишние средства, после уплаты обязательства по декларации, то вернуть средства на текущий счет предприятия можно в пределах суммы, которая не приведет к формированию отрицательной регистрационной суммы по формуле.

Штрафы на поставщика за ошибки в налоговой накладной (п.1201.4)

На основании жалобы покупателя (это право, а не обязанность подавать жалобу) налоговая проводит внеплановую проверку правильности выписки налоговой накладной (если покупатель считает, что в налоговой накладной имеются ошибки в обязательных реквизитах) и накладывает штраф, если жалоба покупателя обоснована 170 грн.

если ошибка не исправлена в течение 10 календарных дней после получения налогового уведомления, то последуют штрафы на поставщика в размере от 10 до 100% от суммы НДС в зависимости от срока исправления ошибки (непонятно только как определить дату исправления ошибки – по видимому, этой датой будет считаться дата регистрации расчета корректировки в ЕРНН об исправлении ошибки).

10 % если ошибка исправлена в течение 15 кален. дней;

20 % если ошибка исправлена в течение 30 кален. дней;

30 % если ошибка исправлена в течение 60 кален. дней;

40 % если ошибка исправлена в течение 90 кален. дней;

50 % если ошибка исправлена в течение 120 кален. дней;

60 % если ошибка исправлена в течение 150 кален. дней;

70 % если ошибка исправлена в течение 180 кален. дней;

100 % если ошибка исправлена после      181 кален. дней;

Для справки.

*Обязательные реквизиты налоговой накладной:

а) порядковий номер податкової накладної;

б) дата виписування податкової накладної;

в) повна або скорочена назва, зазначена у статутних документах юридичної особи або прізвище, ім’я та по батькові фізичної особи, зареєстрованої як платник податку на додану вартість, — продавця товарів/послуг;

г) податковий номер платника податку (продавця та покупця). У разі постачання/придбання філією (структурним підрозділом) товарів/послуг, яка фактично є від імені головного підприємства — платника податку стороною договору, у податковій накладній, крім податкового номера платника податку додатково зазначається числовий номер такої філії (структурного підрозділу);

д) повна або скорочена назва, зазначена у статутних документах юридичної особи або прізвище, ім’я та по батькові фізичної особи, зареєстрованої як платник податку на додану вартість, — покупця (отримувача) товарів/послуг;

е) опис (номенклатура) товарів/послуг та їх кількість, обсяг;

є) ціна постачання без урахування податку;

ж) ставка податку та відповідна сума податку в цифровому значенні;

з) загальна сума коштів, що підлягають сплаті з урахуванням податку;

і) код товару згідно з УКТ ЗЕД (для підакцизних товарів та товарів, ввезених на митну територію України);

Аудитор Сергей Гонтаровский

Аудиторская фирма «Триада»
т. (050) 73-73-000, www.auditor.od.ua
"Все права на материалы, размещенные на auditor.od.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Разрешается републикация информации размещенной на сайте при соблюдении следующих условий: 1) при публикации на бумажных носителях обязательна ссылка и при этом указывается текст "Аудиторская фирма "Триада", www.auditor.od.ua" - как источник информации; 2) для Интернет-ресурсов – прямая гиперссылка на текст материала, не закрытая от индексации поисковыми системами с текстом "Аудиторская фирма "Триада". Гиперссылка должна быть размещена рядом с наименованием материала или сразу после него".