Операции по посредническим договорам комиссии попадают под контролируемые операции ТЦО, включая экспедирование, агентирование
27.08.2018
Из данной индивидуальной налоговой консультации можно сделать следующий вывод:
операции по покупке товаров у нерезидента по договору комиссии между комиссионером — резидентом и комитентом – резидентом признаются контролируемыми для комитента при наличии остальных критериев, предусмотренных ст. 39 НКУ.
Аргументация основана на том, что согласно ст.1018 ГКУ имущество, приобретенное комиссионером за счет комитента, является собственностью комитента, то есть переход права собственности происходит от нерезидента-продавца резиденту-комитенту.
Формально, Налоговый Кодекс не содержит такой нормы. Более того, комитент-резидент может даже не знать, у кого комиссионер-резидент приобрел товар (услуги), так как в соответствии со ст. 1011 ГКУ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Данный подход налоговики наверняка распространят не только на операции покупки товаров, но также и на операции покупки услуг, продажи товаров (услуг).
В связи с этим комитенту рекомендуется получать от комиссионера данные о покупателе (продавце), предусмотрев соответствующее условие в договоре комиссии, чтобы быть готовым к подготовке отчета и документации по ТЦО.
Поскольку договор экспедирования аналогичен договору комиссии, то можно ожидать, что налоговики данный подход будут применять и при экспедировании. Например, порт (стивидорная компания) предоставляет услугу экспедитору – резиденту, который действует от своего имени, но по поручению нерезидента из соответствующего перечня низконалоговых стран КМУ. В этом случае контролируемые операции могут возникнуть у порта (стивидорной компании).
Так же можно привести другой пример, при котором под контролируемые операции может попасть заказчик перевозки, который поручает экспедитору — резиденту приобрести услугу по перевозке (фрахт) у нерезидента. Если нерезидент окажется из перечня низконалоговых стран, то операции заказчика – резидента по приобретению услуги по перевозке (фрахт) могут попасть в контролируемые операции.
Следует обратить внимание, что у экспедитора, как посредника нет риска попасть под контролируемые операции за исключением случаев, когда он работает по комплексной ставке.
С учетом изложенного, а также того, что каждый договор носит индивидуальный характер для того, чтобы делать выводы по отнесению или не отнесению операций через посредника (экспедитора) к контролируемым, рекомендуем индивидуально анализировать каждый договор в отдельности.
Аудитор Сергей Гонтаровский
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
от 26.04.2018 г. N 1884/6/99-99-15-02-02-15/ІПК
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно признания хозяйственных операций по договорам комиссии — контролируемыми и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), сообщает.
Отношения, возникающие по договору комиссии, регулируются положениями статей 1011 — 1028 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ).
Так, в соответствии со ст. 1011 ГКУ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Существенными условиями договора комиссии, по которым комиссионер обязуется продать или купить имущество, являются условия об этом имуществе и его цене (ст. 1012 ГКУ). Комитент должен оплатить комиссионеру плату в размере и порядке, установленными в договоре комиссии (ст. 1013 ГКУ).
В соответствии со ст. 1014 ГКУ комиссионер обязан совершать сделки на условиях наиболее выгодных для комитента, и в соответствии с его указаниями. Если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, что были определены комитентом, дополнительно полученная выгода принадлежит комитенту.
Имущество, приобретенное комиссионером за счет комитента, является собственностью комитента (ст. 1018 ГКУ).
В соответствии с пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса контролируемыми операциями являются хозяйственные операции налогоплательщика, которые могут влиять на объект обложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, а именно:
а) хозяйственные операции, осуществляемые со связанными лицами — нерезидентами, в том числе в случаях, определенных пп. 39.2.1.5 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса;
б) внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже и/или приобретению товаров и/или услуг через комиссионеров — нерезидентов;
в) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с пп. 39.2.1.2 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, или являющихся резидентами этих стран;
г) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, не уплачивающими налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющимися налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица. Перечень организационно-правовых форм таких нерезидентов в разрезе государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины.
Если нерезидентом, организационно-правовая форма которого включена в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с подпунктом «г» этого подпункта, в отчетном году уплачивался налог на прибыль (корпоративный налог), хозяйственные операции налогоплательщика с ним при отсутствии критериев, определенных подпунктами «а» — «в» пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, признаются неконтролируемыми.
Подпунктом 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса определено, что хозяйственные операции, предусмотренные подпунктами 39.2.1.1 — 39.2.1.3 и 39.2.1.5 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:
годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;
объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.
Таким образом, если объем хозяйственных операций по покупке товаров у нерезидента по договору комиссии между комиссионером — резидентом и комитентом — резидентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 10 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год и годовой доход покупателя — резидента (комитента) от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 150 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год, то такие операции признаются контролируемыми при условии соответствия положениям пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса.
При этом, операции по продаже товаров между нерезидентом — продавцом и покупателем — резидентом (комитентом) подпадают под определение контролируемых (если достигнуты критерии, установленные пп. 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса) в случае, когда:
хозяйственные операции осуществляются со связанными лицами — нерезидентами;
хозяйственные операции осуществляются с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины в соответствии с пп. 39.2.1.2 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, или являющихся резидентами этих стран;
хозяйственные операции осуществляются с нерезидентами, не уплачивающими налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющимися налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица.
В этом случае покупатель — резидент обязан в установленный срок подать отчет о контролируемых операциях, осуществленных в течение отчетного налогового периода.
Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.
т. (050) 73-73-000, www.auditor.od.ua