Многоканальный [050] 73-73-000 Все контакты
Многоканальный [050] 73-73-000 Все контакты

Администрирование налогов в рамках налоговой реформы 2017 — ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЧАСТИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГОВ ПО ЗАКОНУ №1797, ДЕЙСТВУЮЩИЕ С 01.01.2017, НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

25.01.2017


 

  1. НАЛОГОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ.

Во-первых, сокращен срок, отведенный контролерам для предоставления индивидуальной налоговой консультации — с 30 до 25 дней.

Во-вторых, изъято упоминание об электронной форме налоговых консультаций.

В-третьих, определены реквизиты запроса налогоплательщиков на получение индивидуальной налоговой консультации в письменной форме, а также установлено, что по обращению налогоплательщика, которое не соответствует требованиям НКУ, налоговая консультация не предоставляется.

В-четвертых, индивидуальная налоговая консультация, предоставляемая в письменной форме, подлежит регистрации в единой базе индивидуальных налоговых консультаций и размещению на официальном сайте ГФС. Требование о регистрации действует с 01.04.2017г.

В то же время п.39 Закона № 1797 установлено: индивидуальная налоговая консультация, предоставляемая контролирующим органом в письменной или электронной форме до 31 марта 2017 (включительно), освобождает от ответственности за налоговые правонарушения, совершенные до 31 декабря 2017 (включительно). С 1 января 2018 индивидуальная налоговая консультация, предоставляемая контролирующим органом в письменной или электронной форме до 31 марта 2017 (включительно), не подлежит применению.

С учетом этих выводов можно сформулировать следующие рекомендации:

  1. Отправляйте и требуйте предоставить консультацию только в письменном виде (из текста исчезло упоминание об электронных консультациях);
  2. Обязательные реквизиты запроса, без которых он не будет принят:

а) найменування для юридичної особи або прізвище, ім’я, по батькові для фізичної особи, податкова адресу, а також номер засобу зв’язку та адресу електронної пошти, якщо такі наявні;

код згідно з ЄДРПОУ (для юридичних осіб) або реєстраційний номер облікової картки платника податків (для фізичних осіб) або серію та номер паспорта (для фізичних осіб, які через свої релігійні переконання відмовляються від прийняття реєстраційного номера облікової картки платника податків та офіційно повідомили про це відповідному контролюючому органу і мають відмітку у паспорті);

б) зазначення, в чому полягає практична необхідність отримання податкової консультації;

в) підпис платника податків;

г) дату підписання звернення.

  1. Проверьте наличие регистрации вашей консультации в Реестре консультаций на сайте ГФС, так как отсутствие консультации в Реестре, это тоже самое как отсутствие регистрации налоговой накладной (не освобождает от ответственности). Это требование вступит в силу с 01.04.2017г.
  2. Давайте лучше запрос в ГФС, а не в область или крупных плательщиков, поскольку ответ, данный не главным офисом ГФС, требует все равно рецензии ГФС и последующей регистрацией ГФС в Реестре (к тому же, срок получения ответа от ГФС 25 дней и может быть продлен еще на 10 дней, а если запрашивать не центральный офис ГФС, то сразу настраивайтесь на 35 дней).

 

  1. ПРОВЕРКИ, СВЕРКИ.

1) В функции районных налоговых инспекций не входит проведение проверок. Инспекции осуществляют сервисное обслуживание, регистрацию и ведение учета налогоплательщиков.

2) Теперь камеральные проверки охватывают не только проверку отчетности, но и своевременность регистрации налоговых и акцизных накладных, исправление ошибок в налоговых накладных, своевременность уплаты согласованных налоговых обязательств.

3) Четко оговорены сроки, в течение которых должна быть проведена камеральная проверка деклараций30 календарных дней, следующих за граничным днем подачи декларации. Камеральные проверки по другим вопросам проводятся с учетом сроков 1095 дней.

4) Установлено обнародование на сайте ДФС плана-графика плановых проверок до 25 декабря предшествующего года.

5) Внеплановая проверка теперь может быть проведена, если налогоплательщик не ответил на запрос налоговиков в течение 15-ти рабочих дней с дня, следующего за днем получения запроса (до 01.01.17 г. было 10 рабочих дней со дня получения запроса).

6) Установлено, что внеплановая проверка в случае направления жалобы плательщика на выводы акта проверки может быть назначена и проведена органом, который проводил проверку, а в случае административного обжалования – контролирующим органом высшего уровня.

7) Установлен срок  для ответа на запрос – 15 рабочих дней с дня, следующего за днем получения запроса, в случае, если на налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении, ошибках в налоговых или акцизных накладных, и он не предоставил объяснения по такой жалобе.

8) Внеплановая проверка не может быть назначена по постановлению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а только по решению суда (следственного судьи), или постановлению следователя или прокурора.

9) В случае неподачи налогоплательщиком информации для проведения встречной сверки в течение 10 рабочих дней с дня, следующего за днем получения запроса, проверка проводится исключительно по вопросам, определенным в запросе органа ДФС.

10) Уточнены сроки подачи жалобы и документов в случае несогласия с выводами акта проверки: в течение 5-ти рабочих дней с дня, следующего за днем получения акта проверки (ранее было указано «со дня», поэтому день получения акта входил в эти 5 дней и у предприятий фактически оставалось только 4 дня).

 

  1. ДЕКЛАРАЦИИ И ДРУГАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.

1) Контролирующим органам запрещено в одностороннем порядке разрывать договор о признании электронных документов.

2) В результате изменений, внесенных в п.46.1, любая отчетность (в том числе, отчет о суммах льгот) приравнена к налоговой декларации. А согласно изменениям, внесенным в п.120.1, штраф в размере 170 грн, а при повторном нарушении в течении года – 1020 грн теперь применяется за неподачу в налоговую любой отчетности, а не только деклараций.

3) Пунктом 46.2 закреплено, что финансовая отчетность, подаваемая плательщиками налога на прибыль вместе с декларацией, является приложением к декларации. Следовательно, не представление финотчетности в налоговую является основанием для непринятия декларации.

 

  1. ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ.

1) С 01.01.17 г. начисление пени за несвоевременную уплату налоговых (денежных) обязательств будет производиться исходя из 100% годовых учетной ставки НБУ, действующей на каждый день (ранее было 120% ставки НБУ, действующей на день возникновения налогового долга или на дату погашения, в зависимости от того, какая из величин ставок больше).

2) Новые критерии отнесения к крупным плательщикам (достаточно один из двух) за последние 4 квартала:

— общий доход от всех видов деятельности превышает 1 млрд.грн.

— сумма налогов, уплаченных в госбюджет превышает 20 млн.грн.

3) Появилась норма об ответственности налоговиков (21.2.1 НКУ): За принятие неправомерного решения по начислению денежного обязательства налогоплательщику, должностное лицо контролирующего органа, которое приняло такое решение, а также непосредственный руководитель такого должностного лица несут ответственность согласно закону. При этом повторное на протяжении последних двенадцати месяцев принятия неправомерного решения должностным лицом является основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания в порядке, предусмотренному законом.

 

Аудитор Сергей Гонтаровский

 

Аудиторская фирма «Триада»
т. (050) 73-73-000, www.auditor.od.ua