Многоканальный [050] 73-73-000 Все контакты
Многоканальный [050] 73-73-000 Все контакты

ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ЗАКОНУ №1797, ДЕЙСТВУЮЩИЕ С 01.01.2017 ЗА 5 МИНУТ

03.02.2017г.


 

  1. Увеличился стоимостной критерий для контролируемых операций. Одновременно должны выполняться следующие условия:
  • годовой доход предприятия от любой деятельности превышает 150 млн.грн. за налоговый год без учета косвенных налогов (ранее было 50 млн. грн.);
  • объем хозяйственных операций предприятия с каждым контрагентом превышает 10 млн.грн. без учета косвенных налогов (ранее было 5 млн. грн.).

Возникает вопрос: можно ли эти критерии применить при подготовке отчета в 2017 году за 2016 год? По нашему мнению, за 2016 должны применяться критерии 50 млн. и 5 млн. Такого же мнения придерживается также ГФС (см. материал начальника управления ГФС по ТЦО Николая Мишина в Вестнике №1-2 янв.2017).

 

  1. Отчет представляется до 1 октября следующего года за отчетным (ранее был срок до 1 мая). По нашему мнению, этот срок должен относиться также и к отчету за 2016 год, т.е. этот отчет нужно подать до 1 октября 2017 года.

Предусмотрен механизм представления уточняющего отчета, который нельзя подавать во время любых документальных проверок. Представление уточняющего отчета не освобождает от санкций в случае, если уточнение связано с отражением в отчете новых операций, которые не были задекларированы изначально.

 

  1. Добавились новые критерии контролируемых операций:
  • внешнеэкономические операции по продаже или приобретению товаров (услуг) через комиссионеров-нерезидентов (ранее указывались только операции по продаже товаров);
  • операции с нерезидентами, зарегистрированными или являющихся резидентами страны (территории), указанной в перечне КМУ (ранее речь шла только о зарегистрированных). Может быть ситуация, когда нерезидент зарегистрирован в стране, которой нет в перечне, а при этом он является резидентом оффшора, указанного в перечне (ранее такие варианты проходили, а теперь нет, поэтому от нерезидента нужно добиваться полной и достоверной информации не только о его регистрации, но и о резидентстве). Еще одно новшество, касающееся данного перечня: если новая страна включена в перечень, то операции с таким нерезидентом включаются в контролируемые только с 1 января следующего года (до этого, включение новой страны в перечень нужно было применять сразу с даты ее включения, в итоге часть операций в течение отчетного года с таким нерезидентом включались в контролируемые, а часть нет). При этом ничего не сказано как поступать, если какая-либо страна исключается из перечня – считаем, в этом случае операции с таким нерезидентом становятся неконтролируемыми не со следующего года, а сразу с даты вступления в силу изменений.
  • операции с нерезидентами, которые не платят налог на прибыль, в том числе из доходов, полученных за пределами государства их регистрации, и/или не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированные, по перечню организационно-правовых форм таких нерезидентов в разрезе стран (будет еще один перечень от КМУ). Если нерезидентом, организационно — правовая форма которого включена в этот перечень, в отчетном году платился налог на прибыль (корпоративный налог), операции с ним признаются неконтролируемыми (по нашему мнению, подтвердить уплату нерезидентом налога, нужно будет соответствующей справкой). Ярким примером такой организационно-правовой формы являются британские limited liability partnership (LLP), которые зарегистрированы в Великобритании, но не платят там налоги (как известно, до этих изменений плательщики доказали в судах, что операции с такими компаниями не являются контролируемыми). Операции признаются контролируемыми только с даты вступления в силу перечня организационно-правовых форм. Но в Законе №1797 в Переходных положениях есть пункт 41 из которого можно сделать такой вывод: перечень организационно-правовых форм применяем с даты утверждения, и если есть операции с таким нерезидентом в 2017, то их объем за 2017 в порядке исключения определяем за весь год, а не с даты утверждения перечня. То есть, если их объем превысил за год 10 млн., то все операции с таким нерезидентом в 2017 являются контролируемые, а не с даты утверждения перечня. Поэтому с LLP и отдельными нерезидентами из Эмиратов нужно прекращать операции уже, и не ждать утверждения перечня (его могут утвердить и в конце года).Из пункта 41 Переходных положений также можно сделать более лояльный вывод: операции с такими контрагентами считаются контролируемыми только с даты вступления в силу перечня. Но объем всех операций в 2017г. с нерезидентом (10 млн. грн. ) брать за весь год. Это будет как в 2013г.: в объем считаем все операции за год, а контролируемыми из них будут только те, что осуществлены с даты действия перечня. Но, это только предположение, которое желательно подкрепить официальным разъяснением ГФС.

 

  1. При форвардных (фьючерсных) контрактах сравнивать цены на сопоставимые форварды и фьючерсы нужно на ближайшую дату к дате заключения контракта (для биржевого товара за декаду, которая предшествует дате заключения контракта), а не на дату фактической поставки товара, как было ранее. Однако для того, чтобы избежать манипуляций с датами и заключения договоров «задним числом», вводится специальное уведомление — о факте заключения контракта плательщик должен сообщить ГФС в форме электронного документа с цифровой подписью на протяжении 10 рабочих дней.

 

  1. Корректировка возможна не только неконтролируемой операции, которая берется для сравнения, но и контролируемой (ранее корректировка допускалась только неконтролируемой операции).

 

  1. Для 4 метода чистой прибыли добавили следующую возможность. В случае отсутствия или недостаточности информации про отдельные сопоставимые неконтролируемые операции для определения показателей рентабельности может использоваться финансовая информация юридических лиц, которые осуществляют деятельность, сопоставимую (т.е. деятельность может быть не точно та же, — достаточно чтобы она была сопоставима с контролируемой операцией, при условии наличия информации о том, что указанные юридические лица не осуществляют сопоставимые операции со связанными лицами. Определение сопоставимости юридических лиц осуществляется с учетом их отраслевой специфики и соответствующих видов деятельности, которые осуществляются ними в сопоставимых экономических условиях. Следовательно, можно включать в анализ смежные отрасли, если и этого не хватает — сопоставимые рынки, например, такие как Польша или Беларусь. При этом принципиально не важно, производит завод печенье или конфеты, если использует похожие технологии.

 

  1. Для сравнения могут браться сопоставимые операции только за тот же отчетный год при применении 1, 2 или 3 метода.

Если применяется 4-й метод чистой прибыли, то при сравнении с другими юрлицами могут браться информация за тот же налоговый период или несколько налоговых периодов (средневзвешенное значение показателя рентабельности – порядок его расчета определяется КМУ).

 

  1. Введены условия применения показателей рентабельности при сравнении не с сопоставимыми операциями а с сопоставимыми юрлицами (для 4 метода чистой прибыли):

— сопоставимое юрлицо должно проводить сопоставимую деятельность и выполнять сопоставимые функции, при этом сопоставимость определяется по виду деятельности классификатора КВЕД ДК 009:2010 и международным классификаторам;

— сопоставимое юрлицо не должно иметь убытков по данным финансовой отчетности более чем в одном году, которые используются для расчета рентабельности;

— сопоставимое юрлицо не должно владеть корпоративными правами (прямо или опосредованно) другого юрлица с долей более 20% и наоборот другое юрлицо не должно владеть более 20% уставного капитала такого сопоставимого юрлица.

 

  1. Определено, какой показатель рентабельности можно применять при соответствующем методе.

Для метода цены перепродажи установлено использовать показатель валовой рентабельности.

Для метода цены затраты плюс установлено использовать показатель валовой рентабельности себестоимости.

Для метода чистой прибыли установлено использовать один из следующих показателей рентабельности:

— чистая рентабельность

— чистая рентабельность затрат

— рентабельность активов

— рентабельность операционных затрат

 

  1. Группировка операций.

Дано право плательщику группировать несколько контролируемых операций, совершаемых с одним контрагентом. Объединение операций запрещено только для первого метода сравнительной неконтролируемой цены. Для определения операционных затрат и доходов при объединении операций используется наиболее обоснованный алгоритм распределения, который отвечает экономической сути контролируемой операции и характеру затрат (доходов).

Группировка возможна, если выполняется одно из условий:

— операции являются тесно взаимосвязанными;

— операции являются продолжением одна другой;

— операции имеют беспрерывный (регулярный) характер.

К таким операциям могут, например, относятся следующие:

— операции по прибретению (продаже) осуществляются на протяжении всего отчетного года;

— приобретение (продажа) серии тесно связанных товаров и/или услуг;

— приобретение (продажа) разных товаров (услуг), когда один товар (группа товаров) или услуги создает спрос на другой (другие);

передача (получение) прав на использование разных нематериальных активов, связанных с одним товаром (услугой);

 

  1. В новой редакции изложен перечень вопросов, которые должна содержать документация по ТЦО (по сравнению с предыдущим он значительно расширен).

 

  1. Если возникает необходимость самостоятельно начислить налог на прибыль, то расчет налоговых обязательств в контролируемой операции проводится при сравнении цены (показателя рентабельности) операции с ближайшим значением диапазона. В случае, если доначисление проводится налоговиками, то расчет проводится при сравнении с медианой диапазона.

 

  1. Штрафные санкции.

1. (п.50.1 НКУ) Если предприятие по результатам расчета соответствия цен контролируемых операций доначисляет налог на прибыль по уточняющему расчету до 1 мая следующего года, то штраф 3% не применяется. Остается непонятным – почему отчет можно подать до 1 октября, а уточнять декларацию без штрафа нужно до 1 мая. По видимому, это ошибка законодателей, которой потом с успехом будут пользоваться налоговики, требуя уплату штрафа.

2. (п.120.3 НКУ) Штрафы за неподачу отчета, документации, невключение в отчет отдельных операций:

— 300 прожиточных минимумов на трудоспособное лицо на начало отчетного года за неподачу отчета. За неподачу отчета за 2016 год штраф составит 413400 грн. (1378*300).

— 1% от суммы непоказанных в отчете операций, но не более 300 прожиточных минимумов на трудоспособное лицо на начало отчетного года (по отчету за 2016г. не более 413400 грн.).

— 3% от суммы операций, по которым не была подана документация, но не более 200 прожиточных минимумов на трудоспособное лицо на начало отчетного года (по отчету за 2016г. не более 275600 грн.).

Если после применения данных штрафов не представлен сразу отчет или документация, то начнет ежедневно «капать» новый штраф в размере 5 размеров прожиточного минимума для трудоспособного лица на начало отчетного года, начиная с 31 календарного дня после предельного срока уплаты этих штрафов. По отчету и документации за 2016 год ежедневный штраф составит 6890 грн.

3. (п.120.4 НКУ) Штрафы за несвоевременное представление отчета, документации, несвоевременное включение в отчет отдельных операций:

— штраф в размере 1 прожиточного минимума для трудоспособного лица на начало отчетного года за каждый день просрочки представления отчета (уточняющего отчета), но не более 300 прожиточных минимумов на трудоспособное лицо на начало отчетного года (по отчету за 2016г. не более 413400 грн.);

— штраф в размере 1 прожиточного минимума для трудоспособного лица на начало отчетного года за каждый день просрочки представления документации, но не более 200 прожиточных минимумов на трудоспособное лицо на начало отчетного года (по отчету за 2016г. не более 275600 грн.);

 

аудитор Сергій Гонтаровський

 

 

Аудиторская фирма «Триада»
т. (050) 73-73-000, www.auditor.od.ua