О новой Методике начисления портовых тарифов и сборов (обсуждаем новую Методику, которую разрабатывает Мининфраструктуры совместно с Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком)
11.10.2016г.
Работники морских портов так и не дождались от Министерства инфраструктуры Украины (МИУ) обещанного к 1 августа с.г. появления на его сайте откорректированного (уже 3-го по счету!) варианта проекта новой Методики расчета ставок портовых сборов для последующего обсуждения. Того проекта новой Методики, который по поручению КМУ должен был быть МИУ «сформирован и согласован с представителями бизнеса» к указанному сроку. В котором, напомню, его разработчиками (МИУ и Европейской бизнес-ассоциации — ЕБА) предлагались ошибочные формулы расчета ставок портовых сборов без указаний порядка из взимания с валовой вместимости судов (с GT судна) и утверждалось, что с помощью предлагаемых формул расчета стоимости услуг («затраты + прибыль»), оплачиваемых портовыми сборами, повысится конкурентоспособность отечественных морских портов, что, в свою очередь, позволит привлечь дополнительные объемы транзитных грузов в Украину! Одним словом — фантастика!
В результате при пересчете по таким формулам действующих ставок портовых сборов приказа МИУ №316 для взимания с GT судна, ГП «АМПУ» не получило бы запланированных средств от портовых сборов на содержание и развитие инфраструктуры морских портов (которые являются для него основным источником), а государство – планируемых доходов от административного сбора.
В настоящее время МИУ совместно с Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком приступило к разработке новой Методики начисления портовых тарифов и сборов.
Как заявил министр МИУ Владимир Омелян, отвечая на вопросы парламентариев:
«Это делается для того, чтобы украинские порты были конкурентоспособными в Черноморском бассейне. При этом предусматривается приведение уровня ставок «портовых тарифов и сборов» до уровня, действующего в порту Констанца («или меньше»). Думаю, до конца года мы эту ситуацию урегулируем».
В связи с тем, что речь идет о конкурентоспособности портов, то под «портовыми тарифами и сборами» в новой Методике следует понимать всю действующую систему портовых тарифов в Украине. Так как портовые затраты грузовладельцев при реализации товаров на мировых рынках через порты определяются как уровнем грузовых тарифов, так и уровнем всех судовых портовых сборов, включая портовые сборы приказа МИУ №316. То есть конкурентоспособность портов на рынках портовых услуг определяется не только привлекательностью их для судовладельцев, но и привлекательностью, в первую очередь, для грузовладельцев, определяющей величину его портовых расходов (в том числе оплату судовладельцами всех судовых портовых сборов в порту), и величину его суммарных транспортных затрат, включаемых им в стоимость производимых товаров. В качестве ориентира разработчиками был выбран порт Констанца, известный наличием одних из самых низких ставок портовых тарифов и сборов в регионе.
(Не думаю — и далек от мысли, что МИУ совместно с Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком собираются это сделать путем разработки нового метода начисления одних только портовых сборов приказа МИУ №316. Как уже пытались повысить конкурентоспособность отечественных морских портов на международных рынках портовых услуг разработчики новой Методики расчета ставок портовых сборов путем применения формулы расчета стоимости услуг «затраты+прибыль»!).
Но возникает вопрос, как МИУ методом «начисления портовых тарифов и сборов» планирует снизить уровень их ставок, как будто бы он зависит не от стоимости работ (услуг), а от принятого порядка их начисления, или с каких параметров или характеристик судов взимать? В связи с этим, интересно — какую помощь могут оказать работники Международной финансовой корпорацией и Всемирного банка в этой, сугубо специфической, но особо важной для морской отрасли проблеме?
Не получится ли и на сей раз у МИУ так же, как и с планируемым привлечением аудиторов одной из иностранных компаний из числа так называемой «Большой четверки», к которой относят Deloitte, PwC, EY и KPMG, для разработки проекта новой Методики расчета ставок портовых сборов, на которую такие большие надежды возлагало ее руководство? Или в случае с привлечением специалистов из Европейской бизнес-ассоциации?
Специалисты как министерства, так и привлекаемые к разработке всех вариантов проекта новой Методики расчета ставок портовых сборов из других областей знаний, продемонстрировали полное отсутствие даже представлений как об основных принципах портового ценообразования, так и основ построения действующей системы портовых тарифов в Украине. О чем свидетельствует наличие целого ряда регулярно повторяющихся ошибок и неправильных положений, допущенных в предлагаемых ими очередных вариантах проекта этой «злополучной» новой Методики, так и не утвержденной МИУ.
Общеизвестно, что уровень ставок «портовых тарифов и сборов» (как в зарубежном, так и в отечественном портовом ценообразовании) определяется стоимостью работ и услуг (затратами плюс прибыль). Поэтому снизить уровень ставок портовых тарифов и сборов можно только одним «естественным» путем — снижением себестоимости этих услуг. И никакими новыми методами «начисления портовых тарифов и сборов» (как это предусматривается в новой Методике) это сделать не удастся. При этом любые изменения порядка начисления ставок «портовых тарифов и сборов» (как действующих, так и пересчитанных для взимания с GTсудов), в соответствие с которыми эти ставки были рассчитаны, приведут к необоснованному изменению и планируемых от них доходов. Например, если разработчиками новой Методики «начисления портовых тарифов и сборов» предусматривается предоставление судам каких-либо дополнительных скидок при их взимании, доведя, таким образом, расходы судов на их оплату в отечественных морских портах Черноморского бассейна до их уровня в порту Констанца, то произойдет «искусственное» снижение расходов, а не действующих ставок. Это приведет к необоснованной потере планируемых при расчетах ставок портовых сборов доходов ГП «АМПУ и государства — от административного сбора. Чтобы это не произошло, при изменении порядка и условий взимания ставок портовых сборов, они должны быть пересчитаны. Это должны знать экономисты и специалисты в области морского транспорта, если таковые всё-таки имеются в МИУ.
Не сопоставимо низкий уровень ставок портовых тарифов и сборов в порту Констанца (по сравнению с их уровнем в отечественных морских портах) объясняется, прежде всего, сравнительно низкой себестоимостью и стоимостью работ (услуг) в связи с высокими объемами перевалки грузов и обслуживаемого судооборота в этом порту. То есть высокой эффективностью использования его инфраструктуры, уровня которого отечественные морские порты достичь пока не могут. Поэтому я не вижу реальных путей решения этой проблемы на фоне сокращающихся объемов перевалки транзитных грузов в морских портах Украины.
Не может рассматриваться как реальный и метод снижения уровня ставок «портовых тарифов и сборов» за счет финансирования части затрат на содержание и развитие портов из госбюджета (как это принято в некоторых развитых зарубежных странах) в создавшемся в настоящее время сложном экономическом положении в нашей стране.
Если говорить только о портовых сборах приказа МИУ №316, то снизить удельные затраты (себестоимость) и стоимость услуг, оплачиваемых этими сборами, например, путем увеличения количества облагаемых сборами судов (то есть облагать по «полным» ставкам портовых сборов все без исключения суда, заходящие в отечественные морские порты, независимо от цели их захода в порты, не предоставляя судам никаких скидок при их начислении), нельзя. Это будет противоречить принципам взимания судовых портовых сборов, принятым в международном судоходстве. Что вызовет справедливую негативную реакцию у судовладельцев, так как морские порты Украины являются неотъемлемой часть мировой системы торгового мореплавания. В таком случае о привлекательности отечественных морских портов на рынке портовых услуг для судовладельцев можно забыть! Да и не приведет это к заметному снижению ставок портовых сборов в отечественных морских портах и тем более к доведению их до уровня в порту Констанца (не говоря уже об обещанном «еще меньше»).
Высокий уровень ставок портовых сборов в морских портах Украины объясняется значительными затратами на их содержание в силу объективных причин – сложных природных условиях для их работы, расположением и устройством (не учитывая случаи необоснованного повышении министерством уровня их ставок). А также сравнительно низкой производительностью труда, определяющей высокий уровень удельных затрат (себестоимости работ и услуг), являющихся базой для расчета ставок «портовых тарифов и сборов».
Чем выше производительность труда, определяющая степень использования производственных мощностей портов, включая объекты инфраструктуры, содержание которых осуществляется за счет средств от портовых сборов, тем ниже удельные затраты и стоимость работ (услуг) в порту. Другого пути снижения уровня ставок портовых сборов просто нет.
Однако, далеко не во всех случаях снижение ставок только портовых сборов будет способствовать повышению конкурентоспособности портов и привлечению дополнительных объемов транзитных грузов в Украины. Так как не только портовые сборы определяют величину транспортных расходов грузовладельцев при реализации своих товаров на мировых рынках через морские порты Украины.
Возможно, в разрабатываемой МИУ новой Методике начисления портовых тарифов и сборов с привлеченными специалистами из других областей знаний будет предложен новый эффективный способ повышения конкурентоспособности портов Украины в Черноморском бассейне. Тогда это действительно станет чем-то по-настоящему значимым и новым в современном портовом ценообразовании. Будем надеяться и подождем.
И последнее. Так как портовые тарифы и сборы представляют собой тарифные ставки и порядок их начисления, то неправомерно применять словосочетание: «начисление портовых тарифов и сборов» в названии разрабатываемой Методики.Портовые тарифы не начисляются, а начисляется плата за каждую конкретную работу (услугу) портов исходя из тарифных ставок и принятого порядку их взимания. Вообще, насколько обоснованным является применение слова «методика» в названии работы, заключающейся в разработке «начисления портовых тарифов и сборов»?
Такие неточности недопустимы в нормативных документах!
Всеволод Попов, к.э.н.
(Главный разработчик всех действующих в Украине (ранее в СССР) ставок портовых сборов в морских портах, независимый эксперт по вопросам портового ценообразования)
т. (050) 73-73-000, www.auditor.od.ua