Многоканальный [050] 73-73-000 Все контакты
Многоканальный [050] 73-73-000 Все контакты

О новой Методике начисления портовых тарифов и сборов (обсуждаем новую Методику, которую разрабатывает Мининфраструктуры совместно с Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком)

11.10.2016г.


 

Попов В.В.

 

Работники морских портов так и не дождались от Министерства инфраструктуры Украины (МИУ)  обещанного к 1 августа с.г. появления на его сайте откорректированного (уже 3-го по счету!) варианта проекта новой Методики расчета ставок портовых сборов  для последующего обсуждения. Того проекта новой Методики, который по поручению КМУ должен был быть МИУ «сформирован и  согласован с представителями бизнеса» к указанному сроку. В котором, напомню, его разработчиками (МИУ и Европейской бизнес-ассоциации — ЕБА) предлагались ошибочные   формулы расчета ставок портовых сборов без указаний порядка из взимания с валовой вместимости судов  (с GT судна) и утверждалось, что с помощью предлагаемых формул расчета стоимости услуг («затраты + прибыль»), оплачиваемых портовыми сборами, повысится конкурентоспособность отечественных морских портов, что, в свою очередь, позволит привлечь дополнительные объемы транзитных грузов в Украину!  Одним словом — фантастика!

В результате при пересчете по таким формулам действующих ставок портовых сборов приказа МИУ №316  для   взимания с GT судна,  ГП «АМПУ» не получило бы запланированных  средств от портовых сборов  на содержание и развитие инфраструктуры морских портов (которые являются для него основным источником), а государство –  планируемых доходов от административного сбора.  

В настоящее время  МИУ совместно с Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком приступило к разработке  новой Методики начисления  портовых тарифов и сборов.

Как заявил министр МИУ Владимир Омелян, отвечая на вопросы парламентариев:

«Это делается для того, чтобы украинские порты были конкурентоспособными в Черноморском бассейне. При этом предусматривается приведение уровня ставок «портовых тарифов и сборов» до уровня, действующего в порту Констанца («или меньше»)Думаю, до конца года мы эту ситуацию урегулируем».

 

В связи с тем, что речь идет о конкурентоспособности  портов, то под «портовыми тарифами и сборами» в новой Методике следует понимать всю действующую систему портовых тарифов в Украине. Так как портовые затраты грузовладельцев при реализации товаров на мировых  рынках через порты определяются как  уровнем  грузовых тарифов, так  и уровнем всех судовых портовых сборов, включая портовые сборы приказа МИУ №316. То есть конкурентоспособность портов на рынках портовых услуг определяется не только привлекательностью их для судовладельцев, но и привлекательностью,  в первую очередь,   для грузовладельцев,  определяющей величину его портовых расходов (в том числе оплату  судовладельцами всех судовых портовых сборов в порту), и величину его суммарных транспортных затрат, включаемых им в стоимость производимых  товаров. В  качестве ориентира разработчиками был выбран порт Констанца, известный наличием одних из самых  низких ставок портовых тарифов и сборов в регионе.

 (Не думаю — и далек от мысли, что МИУ совместно с Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком собираются  это сделать   путем разработки нового метода начисления одних только  портовых сборов приказа МИУ №316. Как уже пытались повысить конкурентоспособность отечественных морских портов на международных рынках портовых услуг    разработчики новой Методики расчета ставок портовых сборов путем применения формулы расчета стоимости услуг «затраты+прибыль»!).

Но возникает вопрос, как МИУ методом «начисления  портовых тарифов и сборов»  планирует снизить уровень их ставок, как будто  бы  он зависит не от стоимости работ (услуг), а от принятого порядка их начисления, или  с каких  параметров или характеристик судов  взимать?  В связи с этим,  интересно —  какую помощь могут оказать  работники Международной финансовой корпорацией и Всемирного банка  в этой, сугубо специфической, но особо важной для морской отрасли проблеме?

 Не получится ли и на сей раз у МИУ так же, как и с планируемым привлечением аудиторов одной из иностранных компаний из числа так называемой «Большой четверки», к которой относят Deloitte, PwC, EY и KPMGдля разработки проекта новой Методики расчета ставок портовых сборов, на которую такие большие надежды возлагало ее руководство?  Или  в случае с привлечением специалистов из Европейской бизнес-ассоциации?

Специалисты как министерства, так и   привлекаемые   к разработке всех вариантов проекта  новой Методики расчета ставок портовых сборов из других областей знаний, продемонстрировали полное отсутствие даже представлений как об   основных принципах портового ценообразования, так и  основ построения действующей системы портовых тарифов в Украине.  О чем  свидетельствует  наличие целого ряда регулярно повторяющихся ошибок и неправильных положений, допущенных   в предлагаемых ими  очередных  вариантах проекта этой «злополучной» новой Методики, так и не утвержденной МИУ.

Общеизвестно, что уровень ставок «портовых тарифов и сборов» (как в зарубежном, так и в отечественном портовом ценообразовании) определяется стоимостью  работ и услуг (затратами плюс прибыль). Поэтому снизить уровень ставок портовых тарифов и сборов  можно только одним «естественным» путем — снижением себестоимости этих услуг. И никакими новыми методами «начисления портовых тарифов и  сборов»  (как это предусматривается в новой Методике) это  сделать не удастся. При этом любые изменения  порядка начисления  ставок «портовых тарифов и сборов» (как действующих, так и пересчитанных для взимания с GTсудов), в соответствие с которыми эти ставки  были рассчитаны, приведут к необоснованному изменению и  планируемых от них доходов. Например, если разработчиками  новой Методики «начисления портовых тарифов и сборов» предусматривается предоставление судам каких-либо  дополнительных скидок при их взимании, доведя, таким образом, расходы судов на их оплату в отечественных морских портах Черноморского бассейна  до их уровня в порту Констанца, то произойдет «искусственное» снижение расходов, а не действующих ставок.  Это приведет к необоснованной потере планируемых при расчетах ставок портовых сборов доходов ГП «АМПУ и   государства — от административного сбора. Чтобы это не произошло, при изменении порядка и условий взимания ставок портовых сборов, они должны быть пересчитаны. Это должны  знать экономисты и специалисты в области морского транспорта, если таковые всё-таки имеются в МИУ.

Не сопоставимо низкий уровень ставок портовых тарифов и сборов в  порту Констанца (по сравнению с их уровнем в отечественных морских портах) объясняется, прежде всего, сравнительно низкой себестоимостью и стоимостью работ (услуг) в связи с  высокими объемами перевалки грузов и  обслуживаемого судооборота в этом  порту. То есть  высокой эффективностью использования его инфраструктуры, уровня которого отечественные морские порты достичь пока не могут. Поэтому я не вижу реальных путей решения этой проблемы на фоне сокращающихся объемов перевалки транзитных грузов в морских портах Украины.

 

Не может рассматриваться как реальный и метод снижения уровня ставок «портовых тарифов и сборов» за счет финансирования части затрат на содержание и развитие портов из госбюджета (как это принято  в некоторых развитых зарубежных странах) в создавшемся в настоящее время сложном экономическом положении в нашей стране.

Если говорить только о портовых сборах приказа МИУ №316, то снизить удельные затраты (себестоимость) и стоимость услуг, оплачиваемых этими сборами, например, путем увеличения количества облагаемых сборами судов (то есть облагать по «полным» ставкам портовых сборов  все без исключения суда, заходящие в отечественные морские порты, независимо от цели их захода в  порты, не предоставляя судам никаких скидок при их начислении),  нельзя. Это будет противоречить принципам взимания судовых портовых сборов, принятым в международном судоходстве. Что  вызовет справедливую негативную реакцию у судовладельцев, так как морские порты Украины являются неотъемлемой часть мировой системы торгового мореплавания. В таком случае о привлекательности отечественных морских портов на рынке портовых услуг для судовладельцев можно забыть! Да и не приведет это к заметному  снижению ставок портовых сборов в отечественных морских портах и тем более к доведению   их   до уровня в порту Констанца (не говоря  уже об обещанном «еще меньше»).

Высокий уровень ставок портовых сборов в морских портах Украины объясняется значительными затратами на их содержание в силу объективных причин – сложных природных условиях для  их работы, расположением и устройством (не учитывая случаи  необоснованного повышении министерством уровня их ставок). А также сравнительно низкой производительностью труда, определяющей высокий уровень удельных затрат (себестоимости работ и услуг), являющихся базой для расчета ставок «портовых тарифов и сборов».

Чем выше  производительность труда, определяющая  степень использования производственных мощностей портов,  включая объекты инфраструктуры, содержание которых осуществляется за счет средств от портовых сборов, тем ниже удельные   затраты и стоимость работ (услуг) в порту.  Другого пути  снижения уровня ставок портовых сборов просто нет. 

Однако,  далеко не во всех случаях снижение ставок только портовых  сборов будет способствовать повышению конкурентоспособности портов и привлечению дополнительных объемов транзитных грузов в Украины. Так как не только портовые сборы определяют величину транспортных расходов грузовладельцев при реализации своих товаров на мировых  рынках через  морские порты Украины.

Возможно,  в разрабатываемой МИУ новой Методике начисления портовых тарифов и сборов с привлеченными специалистами из других областей знаний будет предложен  новый эффективный способ  повышения конкурентоспособности портов Украины в Черноморском бассейне. Тогда это действительно станет чем-то по-настоящему значимым и новым  в современном портовом ценообразовании. Будем надеяться и  подождем.

И последнее. Так как портовые тарифы и сборы представляют собой  тарифные ставки и порядок  их начисления, то неправомерно применять словосочетание: «начисление портовых тарифов и сборов» в названии разрабатываемой Методики.Портовые тарифы не начисляются, а начисляется плата за каждую конкретную работу  (услугу) портов исходя из тарифных ставок и  принятого порядку их взимания. Вообще, насколько обоснованным является  применение слова «методика» в названии работы, заключающейся в разработке «начисления портовых тарифов и сборов»?

Такие неточности недопустимы в нормативных документах!

          Всеволод  Попов, к.э.н.
(Главный разработчик всех действующих в Украине (ранее в СССР) ставок портовых сборов в морских портах, независимый эксперт по вопросам портового ценообразования)

Аудиторская фирма «Триада»
т. (050) 73-73-000, www.auditor.od.ua
"Все права на материалы, размещенные на auditor.od.ua, охраняются в соответствии с законодательством Украины. Разрешается републикация информации размещенной на сайте при соблюдении следующих условий: 1) при публикации на бумажных носителях обязательна ссылка и при этом указывается текст "Аудиторская фирма "Триада", www.auditor.od.ua" - как источник информации; 2) для Интернет-ресурсов – прямая гиперссылка на текст материала, не закрытая от индексации поисковыми системами с текстом "Аудиторская фирма "Триада". Гиперссылка должна быть размещена рядом с наименованием материала или сразу после него".