Должно ли платить налог на недвижимость государственное предприятие?
Должно ли платить налог на недвижимость государственное предприятие, по основным средствам, находящихся в его собственности?
Такой вопрос возникает у многих государственных предприятий, поскольку объекты государственной недвижимости, которые находятся у них на балансе, имеют правоустанавливающие документы о праве собственности, в которых указано, что право собственности принадлежит органу исполнительной власти (например, Мининфраструктуры). На основании таких документов некоторые госпредприятия сделали вывод, что они не должно быть плательщиком налога на недвижимость.
И вот данным письмом фактически дано указание налоговикам при проверках требовать с госпредприятий, которые не зарегистрированы неприбыльными организациями (а это практически все госпредприятия), уплату налога на недвижимость. Для применения льготы, установленной п.266.2.2 НКУ требуется одновременное выполнение 3-х условий (которым обычно госпредприятия не соответствуют):
1) создание госпредприятия органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) финансирование лишь за счет средства государственного и местного бюджетов;
3) получение статуса неприбыльности.
С таким выводом налоговиков можно поспорить, но пока судебной практики по этому вопросу нет.
В тоже время, ранее мы обращали внимание, что налоговики могут потребовать уплату налога на недвижимость с госпредприятий, аргументируя свои требования следующим.
Госпредприятия должны платить налог, поскольку их недвижимость находится «в повному господарському віданні державного підприємства …». В свидетельствах о праве собственности указано, что объект «належить Державі в особі Міністерства …», но «знаходиться в повному господарському віданні державного підприємства …». Поскольку исходя из смысла п.266.2.2.а НКУ значение имеет то, где находится имущество (в чьем пользовании и распоряжении), а не кому принадлежит собственность (то, что собственность государственная, это и так понятно). В данном случае недвижимость находится «в повному господарському віданні державного підприємства …», а не органа государственной власти. Право хозяйственного ведения не упоминается в п.266.2.2.а НКУ, в связи с чем действие этого пункта не должно распространяться на государственные предприятия.
На то, что п.266.2.2.а НКУ не распространяется на государственные предприятия косвенно указывают также следующие законодательные акты.
Право хозяйственного ведения является одним из видов имущественного права, также как и право собственности, и в соответствии с Законом «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их отягощений» подлежит государственной регистрации.
Согласно ст.55 Хозяйственного кодекса «субъекты хозяйствования реализуют свою хозяйственную компетенцию на основе права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления …». Эта норма также указывает на то, что право хозяйственного ведения является как и право собственности, одним из видов имущественных прав.
Аудитор Сергей Гонтаровский
МІЖРЕГІОНАЛЬНЕ ГОЛОВНЕ УПРАВЛІННЯ ДФС — ЦЕНТРАЛЬНИЙ ОФІС З ОБСЛУГОВУВАННЯ ВЕЛИКИХ ПЛАТНИКІВ
ЛИСТ
від 15.09.2015 р. N 4049/10/28-08-11-20
Щодо оподаткування податком на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки, що належать державі в особі Верховної Ради України на праві державної власності
Відповідь:
Відповідно до пп. «а» пп. 266.2.2 п. 266.2 ст. 266 Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року N 2755-VI, зі змінами та доповненнями (далі — ПКУ), не є об’єктом оподаткування податком на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки об’єкти житлової та нежитлової нерухомості, які перебувають у власності органів державної влади, органів місцевого самоврядування, а також організацій, створених ними в установленому порядку, що повністю утримуються за рахунок відповідного державного бюджету чи місцевого бюджету і є неприбутковими (їх спільній власності).
Тобто застосування установами, організаціями пп. «а» пп. 266.2.2 п. 266.2 ст. 266 ПКУ можливе за умови одночасного виконання таких критеріїв:
1) створення їх органами державної влади, органами місцевого самоврядування;
2) фінансування лише за рахунок коштів державного та місцевого бюджетів;
3) отримання статусу неприбутковості.
Документом, що підтверджує статус неприбутковості, є Рішення про внесення організації (установи) в Реєстр неприбуткових організацій (установ), видане контролюючим органом ДФС за їх місцезнаходженням з присвоєнням відповідної ознаки неприбутковості відповідно з п. 5 розд. I Положення про Реєстр неприбуткових установ та організацій, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 24.01.2013 N 37.
Таким чином, об’єкти житлової та нежитлової нерухомості, що перебувають у власності органів державної влади, органів місцевого самоврядування, а також створених ними організацій, які утримуються за рахунок відповідних бюджетів і отримують прибуток, оподатковуються податком на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки на загальних підставах.
____________
т. (050) 73-73-000, www.auditor.od.ua