Когда составляется и подается ликвидационный баланс предприятием, которое проходит процедуру банкротства?
Предприятие, которое признано банкротом и ему открыта ликвидационная процедура, подает отчетность (финансовую и налоговую) соответствующим органам до момента регистрации записи Государственным регистратором о прекращении такого предприятия.
Прежде всего, на дату принятия собственником предприятия решения о ликвидации необходимо было составить финансовую отчетность (все формы). Это вытекает из п.1 и 3 ст.13 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
У банкрота со дня принятия решения хозяйственным судом о признании предприятия банкротом и открытия ликвидационной процедуры:
— хозяйственная деятельность банкрота завершается;
— у банкрота не возникает никаких дополнительных обязательств (в том числе по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме расходов, связанных с осуществлением ликвидационной процедуры;
— прекращается начисление неустойки (штрафа, пени), процентов и других экономических санкций по всем видам задолженности банкрота
— продажу имущества банкрота допускается в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве;
-отменяется арест, наложенный на имущество должника, признанного банкротом, или другие ограничения по распоряжению имуществом такого должника.
До момента составления промежуточного ликвидационного баланса предприятию необходимо провести инвентаризацию, подтвердить оценку активов и обязательств, определить перечень кредиторов.
После окончания срока для предъявления требований кредиторов составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого лица, перечень требований кредиторов. В этом балансе должны быть отражены все уточненные суммы задолженностей и результаты проведенной Вами инвентаризации. Такой баланс утверждается собственником, принявшим решение о ликвидации.
Ликвидатор организовывает продажу имущества банкрота. В бухгалтерском учете продажа имущества отражается в общеустановленном порядке. Средства, полученные от продажи имущества направляются на удовлетворение требований кредиторов в определенной законодательством очередности (первая очередь, вторая и т.д.). Если для удовлетворения требований кредиторов средств не хватает и они не могут быть удовлетворены из-за недостаточности имущества, такие требования считаются погашенными. В бухгалтерском учете они списываются в корреспонденции со счетом 717.
Затем в учете должны быть отражены операции по закрытию задолженностей и расчетам и на балансе не должно оставаться никакого имущества, капитала и обязательств. На этот момент составляется окончательный ликвидационный баланс, все его показатели будут равны 0.
Аудитор Сергей Гонтаровский
т. (050) 73-73-000, www.auditor.od.ua