Новый вид увольнения должностных лиц
ЗАКОН УКРАЇНИ
13 травня 2014 року N 1255-VII
Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту прав інвесторів
Данным законом (внесены изменения, в основном, в КЗоТ) введено дополнительное основание для прекращения трудового договора по инициативе владельца или уполномоченного им органа – прекращение полномочий должностных лиц без указания причин принятия такого решения.
В случае прекращения трудового договора по указанному основанию, такому должностному лицу будет выплачиваться выходное пособие в размере не менее чем шестимесячный средний заработок.
Также предусмотрено, что ответственность за неполученную предприятием прибыль может быть возложена лишь на работников, которые являются должностными лицами. А вот ответственность за вред, который относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска, а также за вред, причиненный работником, находившимся в состоянии крайней необходимости, не может быть возложена.
Кроме этого, установлено, что полномочие члена исполнительного органа общества могут быть в любое время прекращены или он может быть временно отстранен от исполнения своих полномочий (ст. 99 ГКУ).
Для решения вопроса, является ли лицо должностным лицом, следует исходить из правоприменимой практики, которая определяет, что главным критерием отнесения лица к кругу должностных лиц является наличие у него организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Учитывая предоставленные Пленумом Верховного Суда Украины в постановлении от 26 апреля 2002 года № 5 «О судебной практике по делам о взяточничестве» разъяснения, организационно-распорядительными обязанностями являются обязанности по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители предприятий, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами), их заместители, лица, руководящие участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т.п.).
Под административно-хозяйственными обязанностями понимают обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т.п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т.п.
Закон вступил в силу 1 июня 2014 года.
т. (050) 73-73-000, www.auditor.od.ua