Ограничение размера расходов при оплате стоимости товаров, услуг нерезиденту в размере 70 или 85 процентов?
В данном письме налоговики указали на ограничение включения в состав налоговых расходов на приобретение у нерезидента, имеющего оффшорный статус, стоимость товаров, работ, услуг, оборудования в размере 85 процентов.
Считаем эти требования налоговиков незаконны, поскольку статьи НКУ (139.1.15 и 161.2), на которые ссылается письмо с 1 января 2015 г. отменены.
В тоже время следует обратить внимание, что в настоящее время действует ст.140.5.4 НКУ, согласно которой приобретение оборудования, товаров, работ, услуг у нерезидента, увеличивает налогооблагаемую прибыль на 30 % в периоде приобретения (другими словами налоговый финрезультат уменьшится не на всю сумму расходов, а только на 70%). При этом амортизационные начисления по такому оборудованию начисляется в последующих периодах в полном размере.
Также следует отметить, что требование об увеличении доходов на 30%, касается только приобретений у нерезидентов из стран указанных в Перечне государств, операции с контрагентами которых подпадают под контролируемые, согласно ст.39 НКУ (последний перечень стран, утвержден распоряжением КМУ от 16 сентября 2015 г. N 977-р). В перечень входят 65 стран, многие из них не являются оффшорными зонами. Причем важно помнить, что увеличивать доход на 30% следует любым предприятиям по любым приобретениям у нерезидентов из этих стран, а не только при осуществлении контролируемых операций.
Как избежать увеличения дохода на 30%?
Если такие приобретения подтверждаются налогоплательщиком по правилам обычных цен согласно процедуре, установленной статьей 39 НКУ, но без представления отчета.
Другими словами, отчет по контролируемым операциям нет необходимости составлять, если это не контролируемая операция. Но необходимо подготовить документацию с обоснованием цен в порядке изложенном в ст.39, применив соответствующие методы, на основании соответствующих источников и международных баз, найти сопоставимые операции и рассчитав диапазон допустимых цен, доказать, что цена в пределах этого диапазона.
Учитывая саму сложность составления такой документации, возможно отдельные плательщики предпочтут увеличить доход на 30% и уплатить налог на прибыль в размере 18% с этой суммы, а если к тому же в целом за период складывается отрицательный результат, то ничего и не нужно платить.
Аудитор Сергей Гонтаровский
ДЕРЖАВНА ФІСКАЛЬНА СЛУЖБА УКРАЇНИ від 24.06.2015 р. N 13196/6/99-99-19-02-02-15 (Витяг)
Державна фіскальна служба розглянула лист ТОВ щодо виплати доходів нерезиденту і повідомляє. Обмеження щодо включення до складу витрат платником податку нарахувань у зв’язку з придбанням у нерезидента, що має офшорний статус, послуг (робіт) з інжинірингу встановлені пп. 139.1.15 ст. 139 Кодексу. Водночас п. 161.2 ст. 161 Кодексу визначено, що у разі укладення договорів, які передбачають здійснення оплати товарів (робіт, послуг) на користь нерезидентів, що мають офшорний статус, чи при здійсненні розрахунків через таких нерезидентів або через їх банківські рахунки, незалежно від того, чи здійснюється така оплата (в грошовій або іншій формі) безпосередньо або через інших резидентів або нерезидентів, витрати платників податку на оплату вартості таких товарів (робіт, послуг) включаються до складу їх витрат у сумі, що становить 85 відсотків вартості цих товарів (робіт, послуг). Правило, визначене цим пунктом, починає застосовуватися з календарного кварталу, що настає за кварталом, на який припадає офіційне опублікування переліку офшорних зон, встановленого Кабінетом Міністрів України. Перелік офшорних зон визначено розпорядженням КМУ від 23 лютого 2011 року N 143-р. Отже, якщо нерезидент має офшорний статус, обмеження щодо формування податкових витрат платником податку, встановлені п. 161.2 ст. 161 Кодексу, застосовуються до вартості обладнання, що придбавається у такого нерезидента. Голова Р. Насіров
т. (050) 73-73-000, www.auditor.od.ua